- А как вы выбрали вуз? Вы сами из Петербурга?
- Да, я родился в Ленинграде, но поскольку у меня отец военный моряк, офицер, то в детстве я жил Липецке у бабушки с дедушкой, а потом долго в Североморске. В Петербурге до вуза я учился неполных два года, в четвертом и пятом классах, когда папа был в Военно-морской академии. Мы тогда жили в общежитии на Пархоменко при Академии. Потом появилась квартира, потом мы ее поменяли, и теперь родители живут на Парнасе, а я на проспекте Просвещения.
- Как после школы вы решали, куда поступать будете?
- Де-факто, я поступил в институт еще в школе. Помимо обычной общеобразовательной школы я три года учился в заочной математической школе при ЛГУ и три года в заочной физико-технической школе при МФТИ. И при их окончании мне как выпускнику предложили сдать досрочные вступительные экзамены в ЛГУ — математику и физику. Как будущему медалисту мне нужно было только два экзамена сдавать. Ну и поскольку я их сдал на отлично, уже понимал, что поступил. Поэтому другие вузы даже не рассматривал.
- То есть вы учились в трех школах одновременно?
- Да, но заочное обучение всё-таки немного отличается от обычного. Мне раз в месяц присылали задания — по математике из ЗМШ и по математике и физике из ЗФТШ, и я должен был их решать и отсылать обратно.
- Школьных предметов было недостаточно?
- Школа была не самая сильная. К тому же мне с детства нравилось учиться. Я был круглым отличником, ходил на факультатив, в баскетбольную секцию.
- Вас не дразнили зубрилой?
- Нет, в этом смысле класс у меня был хороший, никто не дразнил, но я, конечно, давал списывать. Бывало, что для всего класса контрольные решал.
- В университете тоже были отличником?
- Тоже. У нас обучение было довольно-таки сложное, поэтому первые два года я усердно учился, мало отвлекался. Потом стало попроще. Я еще на кафедру крутую пошел, где был самый высокий конкурс, «Физика высоких энергий и элементарных частиц», в просторечии «Теория поля».
- Раз трудно учиться было, значит, много ребят отсеивалось?
- Да, у нас жестко отсеивали. После первой сессии многих отчислили, потом еще.
- Как вы оказались в Политехе?
- Я в СПбГУ поступил в аспирантуру, и через три месяца умер мой научный руководитель, у которого я защищал бакалаврский и магистерский дипломы. Мне надо было поменять тему и научного руководителя. И как-то на меня это всё подействовало, что мне уже стало не очень интересно этим заниматься, и я пошел на матмех, на полуторагодовые курсы повышения квалификации, программирование. После аспирантуры поехал на три года в Липецк, там преподавал в лучшем местном вузе — Липецком политехе. Когда вернулся сюда, стал думать — куда идти работать. В СПбГУ нужно было ездить в Петергоф. А Политех был известный вуз, мой папа, когда учился в матклассе в Ленинграде, ходил на факультет радиоэлектроники Политеха на практику. Он мне и порекомендовал устроиться сюда работать. И я решил попробовать. Пришел в 2005 году на кафедру физики, меня взяли — и вот работаю.
- А потом вы начали здесь учиться.
- Да, хотел попробовать себя в IT. Мне сказали, что в Политехе, на факультете переподготовки специалистов, хорошо преподают, и я пошел.
- Вы можете сейчас работать как программист?
- Как программист не работаю. Я по совместительству преподавал базы данных на кафедре интеллектуальных технологий в ИКНТ. А IT мне интересно как хобби. И потом, в моих научных работах много расчетов, так что знания пригодились.
- Ваши научные работы чему посвящены?
- Сейчас я доделываю и, надеюсь, скоро защищу кандидатскую диссертацию по лазерной физике. Когда параллельно с аспирантурой ушел на матмех, я ведь так и не защитился. Хотя работу через несколько лет доделал. Сейчас взял новое направление.
- Преподавательская работа помогает или мешает написанию диссертации?
- Реалии таковы, что без научной степени особых перспектив нет.
- Студенты Политеха второй раз выбирают вас лучшим из лучших преподавателей. Как думаете, почему?
- Может быть, я строгий, но справедливый? (Смеется). Если серьезно, просто готовлюсь к лекциям, читаю не один учебник, а несколько, что-то научно-популярное по теме.
- А есть ребята, которым вы больше внимания уделяете в расчете на то, что из них что-то получится?
- Вероятно, подсознательно — да. С более сильных и спрос больше.
- Рутина в работе присутствует?
- Нет, монотонности нет. Другое дело, что нагрузка растет, становится тяжелее психологически и физически. В прошлом семестре было 28 аудиторных часов в неделю на одну ставку. В день бывает по четыре пары подряд. Вот вчера было четыре пары. А вечером — игра (Улыбается.).
- У вас есть любимая аудитория?
- Лекции, конечно, хочется читать в Большой физической. А практикой удобно заниматься в нашей кафедральной, 161-й.
- Вы начали осваивать онлайн-технологии еще до ковида.
- Да, я до ковида преподавал на кафедре «Компьютерные интеллектуальные технологии» в ИКНТ, там онлайн-образование уже было развито, они и Moodle активно пользовались, и я тоже пользовался. И когда учился в Высшей инженерной школе и на факультете переподготовки специалистов, у нас там тоже были онлайн-технологии.
- Уже и занятия проводили со студентами?
- Нет, до ковида у нас не было видео-лекций. Мы выкладывали вспомогательные материалы, тесты, лабораторные работы в LMS- Moodle.
- А курсы корпоративного университета Сбербанка почему решили пройти?
- Я считаю, что учиться надо всю жизнь — как зарядку делать. Просто для того, чтобы сохранять когнитивные способности, интеллект развивать. А мне это еще и нравится. Я уже столько тестов за свою жизнь сдал, вы не представляете (Смеется.). Сейчас еще на английский собираюсь пойти, основной язык в научной литературе.
- А что такое зимняя школа для преподавателей Сбербанка?
- Это был обзор современных преподавательских технологий.
- У вас есть свои методы?
- Я учусь многому и у многих преподавателей. Смотрю, как другие обучают, и делаю выводы. Множество курсов повышения квалификации имеют практическое значение для меня и как для преподавателя. Я заодно смотрю, как другие это делают.
- Вам больше нравится вживую с ребятами общаться или онлайн?
- Я сторонник старого, стандартного обучения вживую. При онлайн-обучении есть, конечно, плюсы, удобства — не надо ездить по часу туда-сюда, сидишь себе в комфортной обстановке дома. Но для студентов, мне кажется, все-таки эффективнее вживую. Но при этом я понимаю, что за онлайн-обучением будущее. Более того, считаю, что в относительно недалеком будущем и обучать будут не живые преподаватели, а искусственный интеллект. Прогресс сейчас в этой области очень серьезный.
- Да как же это может быть?
- Посмотрите, есть уже достаточно популярная программа ChatGPT. Вы говорите: расскажи мне что-нибудь, и она вам текст генерирует. Типа Алисы, но покруче. А вторая программа Midjourney рисует картины просто по словесному описанию. Некоторые получаются, как у настоящих художников. Это очень перспективное направление, прогресс не остановить, хотим мы или не хотим.
- Но, наверное, это будет накладывать отпечаток на человека обучаемого? Он же не будет развиваться как личность.
- Почему не будет? Можно заложить гуманитарную программу для развития личности. Просто это эффективнее, и я думаю, мы неизбежно к этому придем. Не завтра-послезавтра, естественно.
- Пока эту функцию выполняют книги. Вот вам какая-то книга помогла сформироваться как личности?
- В детстве я читать любил, читал много и всё подряд. Но не могу сказать, что какая-то книга особенно на меня повлияла. А потом появились компьютеры, Интернет, и сейчас стал читать гораздо меньше.
- А что вы делаете в Интернете?
- Читаю научно-популярные или исторические статьи. Пичкаю свой мозг всякой ненужной информацией (Смеется.). Просто для серьезных книг нужны ресурсы, а поскольку нагрузка большая плюс надо еще наукой позаниматься, времени остается совсем мало.
- Что еще, помимо темы диссертации, вас в науке интересует?
- Многое. У меня есть работы и по теории частиц, и по магнитным исследованиям низкоразмерных структур, и по IT мы со студентами-дипломниками делали.
- Работаете ли со студентами над какими-то проектами за счет грантов?
- У меня кафедра, не высшая школа. А кафедры у нас в Политехе не выпускающие, у нас нет дипломников. Мы общая кафедра, ведем только первый-второй курсы, а потом этих студентов больше не видим. Поэтому привлекать их для научных работ сложно.
- Как оцениваете уровень первокурсников?
- Мне кажется, они слабее, чем лет 10-15 назад. По физике, во всяком случае. Есть очень сильные ребята, но их меньше. И среднего уровня меньше. Хотя, может быть, я по-старчески ворчу?
- А настоящие отличники есть?
- По моему предмету — да.
- Как вы отдыхаете?
- В выходные хожу в бассейн в спорткомплекс. А летом в отпуске каждый год езжу в Анапу. Снимаем квартиру у одних и тех же знакомых. И там наконец я могу позаниматься наукой. В перерывах между купанием в море.
- Есть ли на кафедре традиция, связанная с 1 сентября?
- Нет, просто часто совпадало, что заседание кафедры было 1 сентября. Когда-то был очень большой коллектив, больше ста человек. Сейчас около 45. У нас есть традиция отмечать Новый год на кафедре. Несколько активистов придумывают номера, пишут стихи. Устраиваем представление, постановки со стихами, с музыкой. Но в этом году не было ничего.
- Каким наставлением для молодежи мы можем завершить разговор?
- Не теряйте время даром, используйте каждую минуту. Обидно, когда лучшие годы просто пройдут.
- А вы не теряли времени?
- Не могу этого сказать. Поэтому не повторяйте мою ошибку.
Екатерина Ефимова
Специалист по связям с общественностью,
Отдел новостного портала