- Даниил, в Политех вы пришли учиться на инженера-механика. Что повлияло на этот выбор?
- Мне повезло, я случайно попал в Политех на великую кафедру механики и процессов управления нашего Физмеха. Ее основал выдающийся советский ученый в области теоретической и прикладной механики Анатолий Исакович ЛУРЬЕ. Кафедра выпускала два вида магистров: магистров механики – так у меня в дипломе и записано, и магистров по системам автоматического управления. В магистратуре учился по направлению механики, но у меня не бывает, как у всех, поэтому магистерскую я защищал по управлению. И тема работы для того времени была весьма неожиданной – «Анализ и прогноз посещаемости вэб-сайтов».
Представьте себе картину: 2001 год, выступаю – защищаюсь, полная аудитория выдающихся ученых в области механики. Вместе с моим научным руководителем Леонидом Моисеевичем ЯКОВИСОМ мы проделали серьезную работу. Анализировали реальные данные о посещаемости сайта консалтинговой компании, в которой я к тому времени уже год работал интернет-маркетологом. Но во время защиты все пошло не так. Тогда для презентаций надо было в специальный проекционный аппарат закладывать заранее подготовленные слайды на пленках. Так вот я в этих пленках запутался, в общем, неважно выступил. Закончил, поднимаю глаза, а у членов комиссии буквально рты раскрыты. Все молчали, потому что моя тема, действительно, была новаторская.
Я знаю, что в Политехе до сих пор большой авторитет имеет Алексей Иванович БОРОВКОВ – он тогда был замом заведующего нашей кафедры и руководил лабораторией «Вычислительная механика». И как рассказывали потом ребята, с которыми я учился и которые остались служить на кафедре, Алексей Иванович мой диплом приводил в пример абитуриентам в качестве рекламы кафедры – что кафедра, дескать, продвинутая, что у нас практические инновационные темы изучаются и всячески поощряются. А единственным вопросом комиссии на моей защите был – сколько денег в ходе исследования вы потратили на Интернет? Потому что в те годы с доступом в интернет было еще сложно.
- Мы сразу перешли к диплому. Теперь вернемся к моменту поступления. Какая же дорога привела вас в Политех?
- Я учился во французской школе № 266, которая была знаменита двумя вещами. Кроме того, что там очень неплохо учили языку, была еще и отличная химия. Поэтому большинство выпускников этой школы отправлялись учиться в Герцена на специальность что-то типа «учитель химии на французском языке». С химией и французским я дружил, но в 10-11 классах благодаря прекрасному учителю Александру Петровичу СИНИЦЫНУ у меня случился какой-то невероятный прорыв в математике. Подсознательно хотел поступать туда, где больше любимой математики. Но вопреки этому, большую часть 11 класса готовился к истфаку в Университет. Было еще желание доучить французский и поступить в какой-нибудь французский вуз. Но в итоге пошел в Политех. У моего лучшего друга-одноклассника папа работал здесь, поэтому он целенаправленно хотел поступать в Политех. В последний момент и я вместе с ним решил сюда заскочить. Несмотря на то, что он, в отличие от меня, готовился к поступлению весь год. А я в самый последний момент, когда уже документы подал.
- Родители вас не ругали за такие метания?
- Мне была предоставлена полная свобода в этом смысле. И спасибо родителям за это. И потом, все происходило так быстро, что они даже не успели сообразить, как все решилось.
- Вам трудно было на вступительных экзаменах?
- Да. И поступить было очень трудно, а учиться – это просто катастрофа. Знаете, у нас после первого семестра половина студентов отсеялась со всего потока. А по нашей кафедре стартовали три группы, по-моему, по 12 человек. До магистерской дошли всего 10. Первые четыре года до получения статуса бакалавра – одна сплошная «школа выживания».
- Чем вам запомнилась студенческая жизнь?
- Военные сборы запомнились. А если вы имеете в виду какие-то творческие, спортивные истории, то нет, я ни в чем таком не был задействован. Хотя в какой-то момент, познакомившись с ребятами из профкома, мы узнали о существовании политеховского профилактория на улице Хлопина и пару раз заезжали туда прямо накануне сессии – по путевке, полноценно, с питанием и проживанием. Там была удобная комната для занятий, где все «отдыхающие» готовились к экзаменам. Совместная подготовка повышала эффективность, потому что была возможность обсуждать вопросы, консультироваться друг с другом.
- А какие предметы давались вам сложнее всего?
- Я не любил все, что связано с «делать руками». Ни один из многочисленных экспериментов и опытов в физических лабораториях мне не удалось поставить правильно. Самое кошмарное это был электротехнический курс уже курсе на 3-м. Какие-то не понятные мне электрические приборы и что-то с ними надо сделать, и что-то должно произойти – никогда ничего не получалось. Еще не любил черчение, но, к счастью, наша кафедра и механический поток был одним из немногих в Политехе, где не было черчения. Зато сразу на 1 курсе было пять видов математики, что меня, безусловно, порадовало. К ним душа, наоборот, лежала.
И с преподавателями мне повезло. Уже на младших курсах – что ни человек, то легенда. Мы застали учеников ЛУРЬЕ: Владимира Александровича ПАЛЬМОВА, Владимира Васильевича ЕЛИСЕЕВА, Анатолия Аркадьевича ПЕРВОЗВАНСКОГО. По «матану» прекрасный был преподаватель Александр Николаевич ВАСИЛЬЕВ. Три года нас учил и на экзаменах, что удивительно, разрешал пользоваться конспектами. То есть не так чтобы разложиться и в наглую все списывать, а так, аккуратненько на окошко положить и – в шутку – сколько на одной ноге простоишь, столько и можешь в тетрадку заглядывать. Или физик СТЕПАНОВ, не помню уже имя-отчество, который на первой лекции в огромной аудитории сказал нам, что в механике, в общем-то, изучать нечего – всего два закона, поэтому сразу перейдем к термодинамике. А половина из вас через четыре месяца должны …покинуть этот факультет.
- Какие-то еще забавные случаи вспомните?
- Преподаватель математики Галина Петровна ШЕСТАКОВА принимала у нас экзамен. А тогда еще не было таких длинных новогодних каникул, как сейчас, и первые экзамены начинались 2 или 3 января. Гидротехнический корпус, холодно, все в куртках в аудиториях сидели, а я почему-то пришел на экзамен в пиджаке – может, в честь нового года нарядился. Она посмотрела на меня так пристально и говорит: «Вижу, что вы, молодой человек, вооружены. Разоружайтесь». Вероятно, она заподозрила, что под пиджаком у меня шпаргалки. Больше я никогда не приходил на экзамены такой нарядный.
- И что же, разоружила вас Галина Петровна?
- На самом деле никаких шпаргалок у меня не было. Но разоружила она меня тем, что почувствовала мое неуверенное состояние. Если есть пробелы в знаниях и студент волнуется, она это сразу чувствовала. И если не могла поймать, то ничего не ставила в зачетку и растягивала экзамен – придите, говорит, еще раз через два дня. В общем, у меня с ней был долгий экзамен.
- И ей не лень было так долго вас «ловить»?
- Нет, там вообще о лени не было речи. Все студенты должны были соответствовать высокому стандарту Физмеха. А если не соответствуешь, значит, пожалуйста, иди на другие факультеты – так прямым текстом и сообщалось. Да, как я уже говорил, у нас был мощный фильтр.
- Сейчас связи с вузом поддерживаете? С однокурсниками встречаетесь?
- Несколько раз я читал здесь лекции студентам про тренды в розничной торговле. Пожалуй, на этом все. С однокурсниками на связи, но последний раз встречались года три назад. И пришло всего несколько человек, потому что кто-то живет в других городах, а кто-то – и не в России. У нас такая прекрасная востребованная профессия, они работают непосредственно по той специальности, на которую учились. А я для них непонятный чувак с непонятным родом занятий (Смеется.).
- Вы как раз предвосхитили мой следующий вопрос. Получается, вы даже не попробовали работать по той специальности, которую получили?
- Первую половину 5-го курса я был влюблен в механику и думал идти по специальности. Уже в университете можно было устроиться в лабораторию к БОРОВКОВУ и сразу начать зарабатывать. Но параллельно все годы учебы у меня было другое увлечение – интернет. Помню, как нам, первокурсникам, в 1995 году впервые показали интернет – это было в актовом зале ЦНИИ РТК. Там стояло несколько компьютеров, привели группу студентов и показывают на экране монитора фотографию башни ЦНИИ РТК с какими-то буковками и говорят – вот, смотрите, это интернет. Видят, на нас особого впечатления это не произвело. Тогда объяснили так: то же самое сейчас на своих компьютерах могут увидеть и в Африке, и где угодно.
- Даниил, а вы знаете, что директор-главный конструктор ЦНИИ РТК Александр ЛОПОТА? Он тоже выпускник Политеха?
- Человек с фамилией ЛОПОТА – не может быть не нашим выпускником! Знаю, конечно. Наши люди везде (Смеется.). Когда нас водили в ЦНИИ РТК с интернетом знакомиться, его отец был главным.
Так вот про интернет. Раз в неделю нас пускали в компьютерный класс с очень медленным интернетом. Меня это так увлекло, что в конце 5-го курса я сделал интернет-магазин мороженого. У моей знакомой был семейный бизнес – сеть лотков мороженого в центре города. Такой серьезный бизнес по тем временам. У них даже склад-холодильник был, и, как мне представлялось, все, что нужно, это прикрутить к этому хозяйству виртуальную витрину. Чем я и занялся. Купил книжку американскую и по ней сделал интернет-магазин. Дальше надо было откуда-то покупателей взять. Подумал – придумал. Распечатали объявления и на выходе из метро «Гостиный двор» эти бумажки раздавали. Это был 2000 год, людям любопытно – доставка мороженого домой? Больше 100 позиций в ассортименте?..
- И это стало приносить деньги? Или вы по-другому зарабатывали на жизнь?
- После запуска магазина меня окончательно захватили все эти интернет-штуки. Летом между 5-м и 6-м курсами я начал искать постоянную серьезную работу, связанную с интернетом. И практически сразу получил приглашение в одну отечественную консалтинговую компанию, где была вакансия интернет-маркетолога. Преимущество работы в компании, которая занимается бизнес-консалтингом, в том, что через год я знал всё про организацию бизнеса. Как управлять отделом маркетинга, отделом продаж – абсолютно любой структурой. Я сидел в одном кабинете с отделом управленческого консалтинга, вокруг меня трудились бизнес-консультанты, я такое слышал, что волей-неволей получал те знания, за которые другие люди платили огромные деньги.
- Я читала, что годовой оборот портала retailer.ru, который вы создали, был больше миллиона долларов. Это правда?
- Поскольку желание реализовать в интернете что-то свое усиливалось, и у меня появился друг и компаньон Алексей ЦЕЛЫХ, который был заинтересован в моих компетенциях, а я в его. А тут еще подвернулась возможность зарегистрировать домен retailer.ru – и звезды сошлись так, что мы с увлечением занялись развитием нашего продукта. То было веселое время и очень быстро деньги потекли к нам сначала ручейком, а потом рекой. Миллион долларов это было до девальвации, то есть до 2014 года. Сейчас годовой оборот RETAILER раза в два скромнее.
- Даниил, вашему детищу удалось стать авторитетом в информационном поле, и вы успешно просвещаете участников потребительского рынка. А диверсифицировать бизнес нет желания?
- На самом деле последние несколько лет я практически не занимаюсь RETAILER’ом. У нас группа компаний и разные направления деятельности. Прямо сейчас мои основные интересы сконцентрированы вокруг торговой недвижимости, и надеюсь, что получится на этом рынке совершить определенную революцию. Речь идет о продукте, который через год может стоить 1,5 миллиарда рублей. Также у нас есть строительная компания, мы строим магазины. А еще я запускаю интернет-магазин «Спасибо, еда».
- А такой философский, быть может, вопрос: что еще не сделано вами?
- Не сделано много чего. И главное, мне кажется, впереди. У меня большие амбиции, я наглый, не создан еще такой продукт, который станет классикой. Retailer.ru, который ассоциируется с моим именем, и которому доверяет рынок, и за который мне многие игроки российского ритейла говорили спасибо, – это всего лишь этап. 10 лет моей жизни, моего активного участия, а сейчас продукт самостоятелен. И сейчас я ставлю перед собой другие цели. Так что желания останавливаться пока нет.
- Даниил, чему вас научил Политех?
- Разбираться в задачах. Даже то, что я на 5-м курсе сделал и запустил интернет-магазин, уже говорит о том, что в Политехе мне были привиты способности разобраться практически в любой теме. Это то, чему меня научил вуз.
- Мне любопытно, что буквально вчера я позвонила вам договориться насчет интервью. И уже сегодня вы здесь, и мы с вами общаемся. Вы сказали, что будете по делам в Политехе.
- Я приехал сюда на 90-летие Юрия Сергеевича ВАСИЛЬЕВА. Когда я учился, он был ректором. Личность легендарная, он всю жизнь отдал Политеху. А поздравить его я приехал потому, что моя жена Наталья – внучка Юрия Сергеевича.
- Ничего себе! Не знала, что у вас с Политехом буквально родственные связи. Вы с ректорской внучкой еще студентами познакомились?
- Нет, учились мы в разное время и на разных факультетах – она гуманитарий. А познакомились всего четыре года назад.
- Расскажите, как вы проводите свободное время, что любите читать, какие фильмы смотрите?
- Люблю играть в футбол, в свободную минутку играю в шахматы. Вообще, у меня есть постоянная потребность разминать мозг. И делаю я это либо шахматами, либо приложениями для изучения языков.
Любимой книги, как и любимого фильма нет, потому что их много. Из последнего – роман «Ненастье» Алексея ИВАНОВА. Эту книгу мне рекомендовал Борис АКУНИН года два назад. Из музыки сейчас слушаю то, что слушают дочери. А слушают они всё – от «Монеточки» до “Queen”. Кстати, в студенческие годы ходили исключительно на рок-концерты. «Сплин» тогда только начинался, они выступали в маленьком клубе «Космонавт», а билеты можно было свободно купить перед концертом. Но однажды приезжаем, а билетов нет. Следующий концерт «Сплинов» был уже в «Юбилейном» – популярность пришла. Из фильмов порекомендую «Одержимость» Дэмьена ШАЗЕЛЛА. Он про музыканта-барабанщика, про то, на что готов человек, чтобы добиться невозможного. Основан на реальных событиях.
- Даниил, что вас мотивирует к развитию, к движению вперед?
- Знаете, почему пожилые люди любят огороды заводить?
- Я недавно огород себе завела.
- Да нет, я серьезно. Вот представьте, человек вышел на пенсию, работы нет, дети стали взрослыми и самостоятельными – а тут огород, где он при деле и чувствует себя нужным этому огороду, овощам и ягодкам, которые там растут. Я считаю, что мотивация любого человека, и моя в том числе – это делать что-то полезное и видеть, что приносишь пользу. Вот у меня две дочки и жена, я нужен им. Я счастлив, но мне этого мало. Хочется, чтобы и продукт, который я делаю, был максимально востребован. Хочется, чтобы и в этом интервью осталась частичка меня, чтобы студенты Политеха или абитуриенты прочитали его и что-то полезное для себя извлекли.
- А что бы пожелали тем студентам и абитуриентам, которые прочитают это интервью?
- Как говорил Стив ДЖОБС, жить каждый день так, будто он последний. А ведь он знал об этом не понаслышке. И именно в тот период, когда уже знал свой диагноз, он создал по-настоящему революционные продукты – iPhone и iPad. В школьные и студенческие годы нам кажется, что впереди много времени и ты все успеешь, поэтому сегодня можно расслабиться, да и завтра тоже можно не напрягаться. Но главные вещи надо успеть сделать до 30 лет. Я в 25 занялся предпринимательством – и это поздно. Так что не тратить время попусту – наверное, мое главное пожелание.
Даниил СОМОВ
Выпускник 2001 года по кафедре «Механика и процессы управления» физико-механического факультета СПбПУ. Предприниматель
Беседовала Инна ПЛАТОВА
Фото:Артем ОБРАЗЦОВ и личный архив Даниила СОМОВА