– Круто! А во что играешь сейчас?
– Примерно год назад появился новый жанр, называется автобатлер. Суть в том, что твои фигуры сражаются сами, а ты только выставляешь стратегию. То есть компьютерная
программа сама играет, как если бы шахматы играли сами в себя, но ты мог бы менять их расстановку.
– Совсем как волшебные шахматы из «Гарри Поттера»!
– Да-да, как волшебные шахматы, только ты можешь менять состав своей шахматной доски. Например, одной ладьей заменить две пешки и расставить фигуры так, как считаешь нужным.
– По автобатлеру ты тоже участвовал в соревнованиях?
– В прошлом году ребята из сборной Политеха предложили мне принять участие в Универсиаде по дисциплине Teamfight Tactics. Я очень ждал эту игру, много и довольно хорошо играл – мой рекорд был ТОП-24 на русском сервере в течение целого сезона, и, конечно, я согласился. В этом чемпионате я прошел групповую стадию с первого места, вышел в плей-офф тоже с первого места и выиграл финал.
– Ты используешь в преподавании опыт и навыки, полученные в играх?
– Я преподаю первокурсникам Javascript. Веду и лекции, и практику – обычно всю первую часть пары рассказываю им какую-то тему, а во второй половине занятия вместе пишем программу. Программирование у нас не такое простое – нашим студентам надо знать и физику, и математику. Я своих студентов не гружу хардкорной математикой, но иногда приходится рассказывать им основы. Так что тут большее значение имеет мой опыт программирования и хорошее знание точных наук. А вот наш преподаватель Денис Цветков дает студентам интересные задачки: например, в прошлом году, чтобы сдать курсовую, студенты могли написать компьютерную игру.
– Как в режиме самоизоляции проходят твои лекции?
– Я успел практически все лекции провести еще до карантина, только одну несложную тему пришлось дать студентам на самостоятельное освоение. По большей части мы сейчас занимаемся их курсовыми работами – собираемся и обсуждаем все в MS Teams. Не скажу, правда, что студенты стали более внимательными, как все говорят, но вот исполнительность действительно повысилась – все-таки ничего не делать тоже устаешь.
– А как дела с твоей дистанционной учебой?
– На самом деле, мне не очень комфортно учиться дистанционно, потому что вокруг много отвлекающих факторов. Все-таки в аудитории внимание лучше фокусируется. Но, конечно, есть и плюсы: большинство лекций записывается, и их можно пересмотреть в удобное время. Появилось больше времени на выполнение собственных проектов. Например, один из них, который я недавно завершил, был связан как раз с компьютерной игрой – я должен был научить нейросеть играть в Teamfight Tactics. Моей задачей было понять, что такое нейронные сети, как с ними работать, как создавать дата сеты для обучения, корректно выбирать методы для решения и так далее.
– То есть ты можешь обучать искусственный интеллект прямо в процессе игры?
– Конечно. Во время обучения ты тренируешь нейросети с несколькими агентами, которые играют друг с другом. Так как нет четкого временного отрезка для игры, например, полчаса, нейросеть может при хороших компьютерных расчетах сыграть матч за пару минут и наиграть несколько лет опыта всего за неделю. Поэтому нейросети обучаются так гораздо быстрее, чем если бы они тренировались с людьми. Но тут тоже есть свои просчеты: они могут хорошо научиться играть против других нейросетей, но это не значит, что такая стратегия будет хороша против человека. Хотя компания OpenAI научила искусственный интеллект играть в StarCraft 2 и в DOTA 2, и теперь он побеждает даже самых сильных игроков.
– Интересно, что при помощи компьютерных игр мы можем тестировать технологии, но объясни, почему киберспорт – это все-таки спорт?
– А почему нет? Спорт – это же когда люди соревнуются друг с другом за лучший результат. Это азарт, адреналин. Все это есть в киберспорте, поэтому это такой же спорт, как и футбол, например. Да, во время игры не совершенствуются физические навыки, но как развиваются скорость реакции и гибкость мышления, логика, мелкая моторика! Мне, наоборот, странно, что киберспорт официально признали спортом только год назад, а не раньше. Хотя я понимаю причину: многие думают, что игры – это не для взрослых, а для детей, а дети ведь не могут заниматься чем-то серьезным.
– Саша, спасибо за интервью! И напоследок посоветуй несколько интересных игр для того, чтобы не заскучать на самоизоляции.
– Невероятно простая и увлекательная игра Minecraft. Здесь полная свобода фантазии, и ее рекомендуют для развития пространственного мышления. Еще там можно собирать электросхемы, и сейчас это отличное место для встречи с друзьями. Еще довольно интересная игра Osu. Можно наслаждаться любимой музыкой и одновременно тренировать реакцию и мелкую моторику. Не могу не посоветовать League of Legends, которой «болею» сам. Сейчас это самая популярная киберспортивная дисциплина в мире. Она довольно комплексная и на ее освоение уйдет не один месяц, но оно того стоит. И, конечно же, «Сапёр» – нестареющая классика.
Текст: Алёна Канина
специалист по связям с общественностью Научно-образовательный центр «Газпромнефть-Политех»